Главная » Статьи » КОРЕЙСКИЙ ДЗЕН БУДДИЗМ

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИКЕ ДЗЕН (читать всем практикующим)

Инструкция к практике дзен.

© myodo@mail.ru 2011


Начало.


Зачем нужна эта книга.

На тему того, как работает голова человека, написаны сотни тысяч текстов. Только в буддийской традиции их несколько десятков тысяч. Но кто же станет читать старые, непонятные, скучные трактаты, когда есть отличные книги с миллионными тиражами, которые обещают научить всему и сразу; когда есть улыбающиеся с экрана психотерапевты и мастера из книг и сети, которые знают ответы на все вопросы. Если есть немного красивостей, нам интересно, мы норовим доверять источнику.

На западе, в России в том числе, по моим наблюдениям, где-то 98% людей, интересующихся этой темой, без боя сдаются в плен таким красивостям. Ведь это круто, весьма похоже на то, что говорили мастера древности, и льстит нашему самомнению.

Вот только где все те мастера, которые получаются в результате изучения этих замечательных источников? Я пока ни одного не видел.

Почему так происходит? Потому что изучение себя начинается не с книг, а с изучения себя. Красивые источники нужны для того, чтобы понравиться аудитории с тем, чтобы впоследствии получить с нее прибыль в том или ином виде. Изучение себя - это скучное монотонное занятие, которое в буддийской традиции называется "формальная практика". Изучением себя занимается православный монах в скиту, не добрый учитель в книге. И до сих пор не придумано технической возможности передать от одного человека к другому опыт, полученный при выполнении формальной практики.

По этой причине все мастера старых школ: и Шакьямуни, и Конфуций, и Лао Цзы, и восьмидесятое поколение патриархов традиции Дзен - все продолжительное время выполняли самую обычную, самую скучную формальную практику, часто до конца жизни.

Эта книга излагает опыт, проверенный многими практикующими. Если использовать ее как инструмент, в ней можно найти множество подсказок. Эта книга не развлекательная и не интересная, это скучная инструкция, которая работает.


Мертвое учение.

В традиции дзен книга есть мертвое учение потому, что книгу не спросишь, что имел в виду автор под конкретным словом. Даже если мы говорим с конкретным человеком и он понимает, о чем говорит, но у него недостает опыта, чтобы объяснить это достаточно точно - учение мертво.

Ряд поучений невозможно объяснить при помощи слов. Например, невозможно объяснить вкус малины человеку, который ни разу малины не пробовал. Потому часто нужно смотреть не на слова, а на то, что имел в виду их автор.

Каков бы ни был источник, доверять стоит только тому, что проверено на собственном опыте. Иначе мы получим просто сборник сказок, а не набор действительно работающих инструментов. 

Потому, если есть намерение верить хоть одному моему слову, книгу можно выбросить прямо сейчас: в корзине от нее толку будет значительно больше, чем в голове читателя в виде сборника сказок.


Срединный путь.

Если гитарную струну натянуть слишком слабо - она не будет играть; слишком сильно - она порвется. Не нужно излишеств, не нужно аскетизма: спокойный размеренный шаг дает оптимальный результат. Это очевидно, просто и скучно. До того очевидно, что мы слишком часто об этом забываем.

Например, в порыве желания понять себя мы устраиваем суровую практику, усердно практикуем пару дней с утра до ночи, а затем, с чувством выполненного долга, успешно забываем про практику на пару месяцев. Опыт показывает, что если вместо этого выполнять самую простую обычную практику всего 5 минут каждый день, толку будет значительно больше.

Еще пример: в порыве желания быть "здесь и сейчас" мы начинаем практиковать когда идем по улице и не замечаем сигнала светофора, чем провоцируем ДТП. Практиковать следует во время практики, во время перехода дороги следует переходить дорогу.


Сангха.

Сангха - это сообщество практикующих, наряду с буддой (пробудившимся) и дхармой (учением) одна из трех драгоценностей буддийской традиции.

Почему сангха - это драгоценность? Опыт показывает, что за исключением людей со специальной подготовкой, практика в группе значительно более эффективна, чем одиночная практика. Если практикующий заходит в тупик - сангха поможет это понять. Если один из сангхи разобрался в некотором поучении, он может помочь разобраться остальным.

Еще практика в группе дисциплинирует и дает психологическую поддержку, что очень важно для людей, начинающих практиковать.

Потому, если есть такая возможность, практиковать следует в группе. Если такой возможности нет, современные технологии связи и интернет позволяют нам найти и общаться с любыми людьми, в том числе и регулярно практикующими. Если практиковать в группе возможности нет, советую найти таких людей и регулярно с ними общаться.


Сидячая медитация.

Это основная формальная практика буддийской традиции.

Как она выполняется. Есть традиционные позиции. Наверняка все слышали про позу лотоса - это одна из таких позиций. Стремиться сидеть в какой-то определенной позиции смысла нет, они придуманы только для удобства. Рассмотрим несколько самых популярных позиций.

1. Позиция "на табуретке". Время от времени так случается, что ноги практикующего не гнутся даже в позицию "по-турецки", так бывает по разным причинам. Ничего в этом страшного нет - берем табуретку и сидим на ней.

2. Позиция "по-турецки". Обычно выполняется на коврике, удобном для сидения. Человек садится, располагает ноги таким образом, чтобы стопа каждой ноги находилась под голенью другой. Позиция простая, но не располагающая к длительной практике.

3. "Брумейская" позиция. Обычно выполняется на коврике, удобном для сидения. Человек садится, располагает ноги перед собой таким образом, чтобы стопа каждой ноги лежала рядом с голенью другой.

4. "Полулотос". Обычно выполняется на коврике, удобном для сидения.
Человек садится и располагает ноги таким образом, чтобы стопа одной ноги находилась над голенью, а другой - под голенью. Это, пожалуй, самая популярная позиция.

5. "Лотос". Удобно использовать на любой ровной поверхности. Человек садится и располагает ноги таким образом, чтобы стопа каждой ноги находилась над бедром другой. Позиция относительно сложная, зато удобна для длительной практики и для практики в неподготовленном месте.

Садясь в любую позицию, следует помнить, что в каждой ноге имеются крупные кровеносные сосуды: вены и артерии. У каждого человека они расположены немного по-разному. Потому нужно подобрать такое расположение ног, чтобы ни один такой сосуд не пережимался. Как определить, что сосуд пережат? Через некоторое время нога немеет, то есть перестает ощущать прикосновения. Если такое замечаем - поднимаемся и некоторое время ходим, чтобы восстановить кровоснабжение.

Садимся в позицию, которая нравится, и начинаем про себя считать дыхание: раз вдох, раз выдох, два вдох, два выдох и так далее. Когда мысли уходят, просто спокойно возвращаемся к счету дыхания. Ничего представлять не нужно, ничего подавлять не нужно. Просто считать дыхание.

Еще один момент: если сидим более 40 минут, каждые полчаса встаем и 5 минут ходим. Монахи так практикуют. Если этого не делать, через некоторое время ноги начнут болеть.


Сопротивление.

Все люди, выполняющие формальную практику, особенно начинающие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением. Что это такое? Голова человека работает таким образом, что норовит делать то, чему ее обучили. Если мы всю жизнь обучали голову думать, мечтать - именно так она и будет поступать во время медитации. Более того, она будет изобретать кучу разных уловок, дабы так оно и оставалось.

Как это проявляется? Начинает чесаться нос, побаливать спина, затекают ноги, хочется вскочить. Это первая реакция. Когда это проходит, появляются, например, узоры перед глазами, слышатся разные звуки, отвлекают любые помехи. Это, условно, вторая реакция. Когда это проходит, проявляются, условно, состояния "пустоты", "безмыслия", "понимания", "света", "тьмы" и т.д. Это иллюзии. Не следует стремится призвать эти состояния или продлить их. Это, условно, третья реакция. Когда она проходит, обычно наступает начальное привыкание к практике.

Для разных людей привыкание к практике требует разного времени: от нескольких часов до нескольких лет. Попытки ускорить этот процесс в подавляющем большинстве случаев ведут к его замедлению. Спешка всегда мешает практике. Не надо спешки. Просто считаем дыхание.

Это самое начало, тот минимум, который необходим, чтобы начать практиковать и не спотыкаться на каждом шагу. Каждое из этих поучений есть важный элемент.

Построение суждений.


Основы мудрости.

Всякая мудрость проистекает из опыта. Человек, который длительное время занимается некоторым делом, способен более качественно и эффективно выполнить работу в этой области, нежели новичок, даже если врожденные способности, талант новичка значительно превосходит способности опытного человека.

Если потратить время на то, чтобы изучить несколько областей деятельности человека и добиться некоторых успехов в каждой, несложно заметить, что общий принцип построения действий и суждений, которые приносят результат, везде один и тот же. Этот принцип невозможно описать человеку, который с ним не знаком, так, чтобы человек понял, о чем идет речь. Человек, знакомый с принципом, способен опознать его проявление везде.

Мне не известно ни одной старой религиозной или философской традиции, в которой этот принцип бы не поминался под некоторым именем или не использовался бы. В буддийской традиции этот принцип называется шуньята, что обычно переводится как "пустота".

Из этих простых наблюдений следует ряд выводов:

1. Человек, который рассуждает о пустоте, боге, истине, в подавляющем большинстве случаев рассказывает о собственных фантазиях. Иногда о фантазиях других людей, которые он обучен повторять.

2. Условно, невозможно научиться ходить без многочисленных попыток научиться ходить, подавляющее большинство из которых будет заканчиваться падением.

3. Если читатель считает, что сейчас я поведал истину - это заблуждение. Сейчас это просто слова. Когда они будут проверены собственным опытом, тогда будет не важно, кто и что сказал.


Не знаю.

Всякое обучение начинается с осознания собственного невежества. Если человек считает, что хорошо разбирается в вопросе, он не способен увидеть нечто новое и полезное, даже если оно будет бить его по голове. Подобно подростку, который считает, что взрослые ничего не понимают, такой человек встает на путь, идущий по кругу, на каждом шагу подгоняемый собственной гордыней и невежеством. Мне довелось видеть множество людей, идущих таким путем, и ни один из них не был счастлив.

Потому, для человека, который хочет чему-то научиться, делать что-то лучше, вести более счастливую и полную жизнь, неразумно считать, что он в чем-то разбирается, поскольку это значительно ограничивает возможности в области получения таких результатов.

Следует провести черту между осознанием собственного невежества и неуверенностью. Неуверенность обычно выливается в пассивность, что есть не меньшее ограничение в изучении чего-то нового, чем описанный выше бег по кругу.

"Не знаю" подобно котенку, который не знает, что такое мышь и что с ней делать, но, тем не менее, изо всех сил пытается ее поймать. Из такого котенка вырастает хороший крысолов.


Привязанность.

В буддийской традиции привязанность - это склонность думать, поступать определенным методом. Выделяют 2 базовых категории привязанностей:

1. Привязанность к форме. Форма - это некий объект: чашка чая, телефон, суждение, идея и т.д. Привязанность к форме - это склонность принимать без проверки, склонность использовать форму независимо от получаемого эффекта.

2. Привязанность к пустоте. Это название условно. Означает склонность отвергать без проверки, склонность не использовать форму независимо от получаемого эффекта.

Несложно заметить, что эти две группы отражают крайности в области суждений, принятия решений. Как известно, крайности крайне редко приводят к оптимальным результатам. Как их избежать? Суждения следует базировать не на форме, а на эффекте. Последовательные попытки избежать крайностей в суждениях развивают навык, позволяющий это делать.

Потому неразумно принимать или отвергать какие бы то ни было суждения и идеи. Дабы оптимально использовать некоторую форму, необходимо подробно исследовать доступные условия ее применения и вероятные эффекты от ее использования. Обладая зрелым пониманием в области механизма работы конкретной формы и навыком избегания крайностей при ее использовании, возможно повысить эффективность использования практически любой формы, что иногда позволяет получить эффекты принципиально нового качества.


Философия.

Обсуждение высоких материй, сокровенного глубокого смысла и т.д. очень популярно среди людей, интересующихся восточными учениями и традицией дзен в частности.

Это пустая трата времени.

99% таких обсуждений выливаются в то, что люди начинают спорить, кто круче и кто лучше понимает "сокровенное". Этот простой факт указывает на то, что люди не имеют понятия, о чем говорят, и никогда не занимались серьезным изучением этого вопроса. Наиболее яркий эффект от участия в таких обсуждениях - укрепление привязанности к форме.

Я не призываю избегать такого рода обсуждений, такой подход тоже ограничение, я призываю разобраться в природе таких мероприятий и использовать их по назначению. Если, к примеру, стоит выбор между скучной формальной практикой и интересной философской дискуссией, следует выбирать формальную практику.


Мастер.

Человек, который сам себя называет мастером, учителем, почти наверно не обладает опытом, достаточным для того, чтобы последовательно помогать людям. Такое действие демонстрирует привязанность человека к форме, то есть склонность, условно, использовать молоток и для забивания гвоздей, и для черпания супа, и для похвалы, что, конечно, чревато неприятными последствиями. В лучшем случае неприятным последствием будет просто выманивание денег. В худшем случае преподаваемые такими людьми заблуждения могут укорениться в сознании человека и немало усложнить ему жизнь.

Есть относительно надежный способ от этого защититься - если человек признан учителем в одной из старых традиций, старше 1000 лет, он, по крайней мере, не сделает хуже. Старые традиции практикуют консервативный подход, в котором используются многочисленные избыточные проверки, защищающие людей, которые стремятся стать учителями, от таких неприятных вещей.

Следует добавить, что ряд молодых традиций утверждает, что они ведут свою родословную с глубокой древности. Это, в общем, то же самое, что люди, которые сами себя называют мастерами - привязанность к форме.

Резюмируя, совет простой: не надо покупаться на яркую этикетку, внимательно читай состав. :)


Просветление.

Того, что люди называют просветлением, не существует. Просветление в наиболее распространенном своем значении есть иллюзия, порожденная привязанностью к себе. Если человек рассуждает о просветлении, почти наверно он рассказывает о собственных иллюзиях.

Если использовать эту иллюзию в качестве основной мотивации к практике, практика в большинстве случаев превращается в бег по кругу, в бесконечное полирование кирпича с целью получить из него зеркало. Заканчивается все это обычно разочарованием в практике и оставлением ее. Это наиболее вероятный вариант развития событий для человека, который практикует самостоятельно, потому именно этой ловушки следует в первую очередь опасаться начинающим.

Формальная практика выполняется для того, чтобы считать дыхание. Другой причины и другого смысла в ней нет.

Дзен - это одна из самых скучных и непонятных традиций. :)


Книги и практика.

Изучение книг до развития привычки в практике всегда приносит больше сложностей, нежели пользы. Голова человека работает так, что если мы читаем о том, в чем у нас нет собственного опыта, мы начинаем воображать это. Со временем такая иллюзия растет и мешает увидеть, как это работает на самом деле.

Потому не нужно торопиться изучать книги - или нужно быть готовым заплатить за это несколькими годами практики.


Я все понял.

Частенько, особенно если человек практикует самостоятельно и без подготовки, случается, что практикующий утверждается в мысли, что он понял суть этого мира и стал просветленным человеком.

Это заблуждение.

Человек, который считает, что понял все, проявляет привязанность к себе, привязанность к форме. Он несвободен ровно в той же степени, в которой несвободны школьницы-фанатки, плачущие при виде своего кумира. Человеку, вставшему на такой путь, тяжело его оставить. Потому начинающим практикующим следует быть особенно внимательными с тем, чтобы на этот путь не встать.


Внимательное следование этому набору поучений защитит от 90% сложностей, возникающих во время практики.

Советы.


Сострадание.

Стремление помочь - весьма благородное и полезное упражнение, однако, пытаясь его выполнять, следует помнить ряд важных моментов:

1. Не навреди. Люди, как известно, все разные, и что русскому хорошо, то немцу - смерть. Если есть сомнения относительно эффектов от помощи, недостаточно опыта, в большинстве случав попытка помочь вытекает в еще большие сложности.

2. Помощь прежде всего. Если имеется понимание ситуации и условий сложности, следует применять такое воздействие, которое наиболее эффективным методом устранит сложность. Если это дурацкая песенка, следует использовать дурацкую песенку; если это хороший удар по морде - следует использовать хороший удар по морде.

3. Невозможно помочь человеку, который этого не хочет. В Ланкаватара сутре есть так называемые условия кувшина:
* Кувшин должен быть открыт. В закрытый не влить ни капли. Если человек не слушает, он неспособен понять о чем идет речь.
* Кувшин должен быть не сломан. Если в дне дыра, все вытечет. Если человеку не интересно, он все забудет.
* Кувшин должен быть пуст. Если кувшин полон, его нельзя заполнить. Если человек считает, что знает ответ на некоторый вопрос, он неспособен понять никакой другой ответ.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, все старания пройдут зря.


Добро и зло.

Если считать, что добро и зло существуют - это иллюзия. Если считать, что добра и зла не существует - это точно такая же иллюзия.

Решение вопроса о добре и зле есть борьба с симптомами. Бороться с ними можно бесконечно долго и равно безуспешно. Пока с причиной все в порядке, симптомы никуда не денутся.


Что будет после смерти.

Ничего нового.


Карма.

Карма - это закон причины и следствия. Закон универсален и пока не найдено условий, при которых бы он не действовал.

Если мы возьмем камень в руку и бросим его, он неизбежно упадет на землю. Закон кармы невозможно изменить или избежать его действия, однако, поскольку это закон, его можно использовать в своих интересах.

Для человека этот закон наиболее ярко выражается в его мыслях: чем чаще мы размышляем об иллюзиях, тем чаще они усложняют нам жизнь; чем чаще мы думаем о грустном, тем чаще к нам приходит грусть; чем чаще мы думаем о радости, тем чаще к нам приходит радость.


Реинкарнация.

На эту тему имеется много рассуждений, много сказок.

Зимой выпадает снег. Летом выпадает дождь.

Это и есть реинкарнация.


Практика коанов.

Практика коанов всегда проводится с ведущим, человеком, который знает, что такое коан, как он работает и как его применять. Традиционно такую практику проводят учителя или мастера традиции дзен.

Если изучать коаны самостоятельно, с вероятностью порядка 95% пройти практику коанов будет значительно сложнее.

© myodo@mail.ru 2011

ДЗЕН БУДДИЙСКАЯ МЕДИТАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ ОНЛАЙН БЕСПЛАТНО (ЖМИ СЮДА)

Категория: КОРЕЙСКИЙ ДЗЕН БУДДИЗМ | Добавил: defaultNick (09.07.2017)
Просмотров: 2163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0